PONTIAC FIREBIRD: история главного конкурента Ford Mustang
ibest.kz
Pontiac Firebird — это попытка General Motors (GM) войти в растущий сегмент спортивных автомобилей, пионерами которого стали Plymouth Barracuda и Ford Mustang. Автомобиль был построен на платформе GM F-body и изначально являлся версией Chevrolet Camaro от Pontiac.
В 1967 году Pontiac представил пять моделей Firebird, и они производились до 2002 года, включая четыре поколения Pontiac Firebird за эти 35 лет.
От стиля под бутылку кока-колы в первом поколении до обтекаемой финальной версии 1990-х и начала 2000-х, Pontiac постоянно совершенствовал Firebird, изменяя дизайн в соответствии с эпохой и создавая отличные спортивные автомобили.
Без лишних слов, давайте отправимся в неспешное путешествие по памяти и насладимся путешествием Firebird сквозь годы.
Первое поколение (1967–1969)

Легендарный первый Pontiac Firebird дебютировал в 1967 году с изогнутым стилем, напоминающим бутылку кока-колы, который был характерен для многих спортивных автомобилей того времени, включая его «брата» Chevrolet Camaro и классический Chevrolet Corvette C3. По сути, стиль под бутылку кока-колы означал узкий кузов и большие выступающие крылья, изогнутый вид, напоминающий стеклянные бутылки Coca-Cola того времени.
Первое поколение Firebird выглядело похожим на Camaro, но имело заметно отличающуюся переднюю часть. Если у Camaro был обычный хромированный бампер снизу, то Firebird имел интегрированный хромированный бампер, который окружал переднюю решетку и фары. В 1967 году Pontiac представил пять моделей: Firebird, Firebird Sprint, Firebird 326, Firebird H.O. и Firebird 400. Двигатели варьировались от 3.7-литрового шестицилиндрового в базовых Firebird и Firebird Sprint до 6.6-литрового V8 в Firebird 400, развивавшего 325 лошадиных сил. Все модели были доступны как с жесткой крышей, так и в кабриолете.

В 1969 году Pontiac представил Firebird Trans Am. Под капотом находились версии Ram Air III или Ram Air IV 6.6-литрового V8 от Pontiac мощностью 532 и 544 лошадиных сил соответственно. Pontiac выпустил всего 697 экземпляров Trans Am, что делает его одним из самых редких спортивных автомобилей марки.
[Изображение Мэтта Моргана через Wikimedia Commons | Обрезано и масштабировано | CC BY-SA 2.0 ]
Второе поколение (1970–1973)

В 1970 году General Motors представила новое поколение автомобилей F-body, и Chevrolet Camaro, а также Pontiac Firebird дебютировали с измененным стилем. Теперь элементы отделки носа Firebird окрашивались в цвет кузова вместо хромированных деталей первого поколения. Camaro и Firebird отказались от стиля под бутылку кока-колы, характерного для моделей конца 1960-х годов, а также от заднего окна в четверти кузова.
Pontiac упростил модельный ряд второго поколения Firebird, оставив лишь четыре модели: базовый Firebird, Firebird Esprit, Firebird Formula 400 и Firebird Trans Am, который стал одним из самых популярных вариантов. Firebird Esprit представлял собой более роскошную версию базовой модели, оснащаясь стандартным 5.7-литровым V8 мощностью 375 лошадиных сил, а также опциональным 6.6-литровым V8 мощностью 390 лошадиных сил. Базовый Firebird оснащался четырехцилиндровым двигателем в стандартной комплектации, но также предлагался с 5.7-литровым V8 в качестве опции.

Formula 400 обладала улучшенными визуальными и механическими характеристиками. Она оснащалась двумя агрессивными воздухозаборниками на капоте, которые были доступны в пакете Ram Air. Этот пакет увеличивал максимальную мощность 6.6-литрового V8 до 532 лошадиных сил при 5000 оборотах в минуту. Наконец, 532-сильный Trans Am, по мнению многих, был лучшим Trans Am за всю историю. Он получил агрессивный обвес, который стал стандартом для всех будущих Trans Am. Этот обвес включал воздухозаборник на капоте, расположенный сзади, и формованный задний спойлер. В 1973 году на капот Trans Am в качестве опции добавили эмблему "кричащего цыпленка".
[Изображение предоставлено Грегом Джердингеном через Wikimedia Commons | Обрезано и масштабировано | CC BY 2.0 ]
Рестайлинговая версия второго поколения (1974–1976)

В 1974 году Firebird получил совершенно новый передний бампер: с наклонной лопатообразной передней частью и более традиционным хромированным нижним бампером. Задние фары также изменились: три горизонтальные полосы вместо монолитной конструкции предыдущих поколений. Pontiac значительно расширил выбор двигателей начиная с 1974 года. Формула, которая в предыдущем году предлагалась с четырьмя двигателями, теперь была доступна с пятью, а Trans Am — с тремя. Новые двигатели были более экономичными: Формула получила 400-кубовый V8 с двухкамерным карбюратором, а владельцы Trans Am, заботящиеся об экономии топлива, могли выбрать 400-кубовый V8 с четырёхкамерным карбюратором.
В этот период также дебютировал ставший культовым T-образный верх, причём в качестве опции были доступны ограниченные серии чёрных и золотых Firebird 1976 года с таким кузовом.
[Изображение предоставлено Angilas89 через Wikimedia Commons | Обрезано и масштабировано | CC BY-SA 3.0 ]
Второе поколение, снова рестайлинговая версия (1977–1978)

За 11-летний период существования второго поколения Pontiac неоднократно модифицировал Firebird и представил новую переднюю часть для модели 1977 года. Лопатообразная форма была сохранена, но у Firebird 1977 года появилась более агрессивная передняя часть с более заострённой формой и четырьмя квадратными фарами вместо одного блока на каждой стороне у более ранних версий второго поколения Firebird.
В 1977 году Pontiac также представил несколько новых двигателей, несмотря на уже обновлённый выбор двигателей в предыдущем году. Среди них были 305-кубовый Chevrolet V8 и 350-кубовый Oldsmobile V8. Trans Am также получил новый двигатель в этом году — новый T/A 6.6 (литра) V8, который развивал те же 200 лошадиных сил, что и 455-кубовый V8, но в более широком диапазоне оборотов.

Pontiac продолжал предлагать чёрно-золотой Trans Am с T-образным верхом, но теперь как Trans Am Special Edition. Pontiac представил их, чтобы приурочить к выходу чёрно-золотого Trans Am в фильме «Смоки и Бандит», 1977 года, который водит Бёрт Рейнольдс. В 1978 году Pontiac внёс несколько незначительных изменений, представив решётку с узором «крокодиловая кожа» и увеличив мощность T/A 6.6 до 220 лошадиных сил, хотя остальные двигатели остались прежними.
[Изображение Cars Down Under через Flickr | Обрезано и масштабировано | CC BY 2.0 ]

Автомобиль Pontiac Trans Am 1977 года, показанный в фильме «Смоки и Бандит», мгновенно стал иконой, во многом благодаря своей главной роли в многочисленных захватывающих дух сценах погони. Благодаря чёрно-золотой цветовой гамме, характерной наклейке на капоте в виде «кричащей курицы» и ревущему двигателю V8 Trans Am был автомобилем, который требовал внимания и уважения на дороге.
Финальная рестайлинговая версия второго поколения (1979–1981)

К концу 1970-х годов дни второго поколения GM F-body pony car подходили к концу, но это не помешало Pontiac обновить автомобиль в 1979 году. Неудивительно, что этот финальный рестайлинг получил новую переднюю часть с более заострённым и аэродинамическим дизайном, который окружал фары и передние воздухозаборники, расположенные низко на переднем бампере. Задняя светотехника также была новой: полоса из тёмного перфорированного стекла на всей задней части скрывала фары, когда они не использовались.
Выбор двигателей в 1979 году в целом остался прежним, но в 1980 году всё кардинально изменилось. С наступлением нового десятилетия потенциальные владельцы Firebird обнаружили, что автомобиль теперь доступен только с автоматической коробкой передач и двигателями значительно меньшего объёма. Исчез 6,6-литровый двигатель, а верхними вариантами стали 4,9-литровые и 5,0-литровые V8.

1980 год также был отмечен парой первых для Firebird. Одним из них стал дебют электронного управления искрой, доступный на базовом 4,9-литровом V8 Trans Am. Pontiac также впервые предложил турбо в моторном отсеке Firebird в этом году: 210-сильный турбированный 4,9-литровый V8 был доступен для Formula и Trans Am. 1981 год был более спокойным по сравнению с предыдущими, хотя Pontiac вновь представил четырёхступенчатую механическую коробку передач для Firebird с 5,0-литровым V8.
[Изображение dave_7 через Flickr | Обрезано и масштабировано | CC BY 2.0 ]
[Изображение Cars Down Under через Flickr | Обрезано и масштабировано | CC BY 2.0 ]
Третье поколение (1982–1992)

Pontiac представил третье поколение Firebird в начале 1980-х годов, придав ему новый элегантный вид. Базовый Firebird третьего поколения имел впечатляющий коэффициент аэродинамического сопротивления 0,35; для Trans Am он был снижен до 0,34.
Firebird был представлен в 1982 году с двигателями объёмом 2,5, 3,4, 4,6 и 8 цилиндров. Самым маломощным был 2,5-литровый четырёхцилиндровый двигатель мощностью 67 кВт (90 л. с.). Trans Am предлагался с двумя вариантами 5-литровых V8 от Chevrolet: стандартной моделью мощностью 107 кВт (145 л. с.) или версией с перекрестным впрыском мощностью 123 кВт (165 л. с.). Однако 1982 Trans Am оказался настолько слабым, что стал одним из худших автомобилей Pontiac за всю историю.

В последние годы третьего поколения Firebird было внесено несколько заметных изменений. Первым стал новый 5,7-литровый V8 мощностью 156 кВт (210 л. с.), представленный в Trans Am GTA в 1987 году. К тому времени, когда Pontiac представил новый дизайн с удлинённым носом Firebird в 1991 году, этот двигатель развивал мощность 172 кВт (235 л. с.) и крутящий момент 463 Н·м . Высокомощная версия 5-литрового V8 имела мощность 149 кВт (200 л. с.) и крутящий момент 408 Н·м .
[Изображение Elise240SX через Wikimedia Commons | Обрезано и масштабировано | CC BY-SA 4.0 ]
Четвёртое поколение (1993–1997)

В начале 1990-х годов четвёртое поколение Firebird отличалось ещё более обтекаемым дизайном с углом наклона ветрового стекла 68 градусов, который, как утверждалось, улучшал аэродинамику.
Однако Pontiac не только обновил дизайн. Для четвёртого поколения были упрощены и значительно улучшены варианты двигателей. Базовый Firebird оснащался 3,4-литровым V6 мощностью 119 кВт (160 л. с.). Модели Formula и Trans Am имели под капотом 5,7-литровый LT1 V8 мощностью 204 кВт (275 л. с.) в стандартной комплектации с шестиступенчатой механической коробкой передач. Все три модели были доступны с четырёхступенчатой автоматической коробкой передач по желанию. В отличие от предыдущих поколений, четвёртый Trans Am не выглядел значительно отличающимся от моделей нижнего уровня. Он отличался только более крупными шинами 245/50R16 и задним спойлером.

К 1997 году мощность двигателей V6 и V8 была увеличена до 149 и 212 кВт (200 и 285 л. с.) соответственно.
[Изображение предоставлено RL GNZLZ через Flickr | Обрезано и масштабировано | CC BY-SA 2.0 ]
[Изображение Calreyn88 через Wikimedia Commons | Обрезано и масштабировано | CC BY-SA 4.0 ]
Обновлённое четвёртое поколение (1998–2002)

GM обновил автомобили Firebird 1998 года. Было множество новых дизайнерских решений: новый капот с воздухозаборниками спереди, как у прошлогоднего Trans Am, и новый передний конец. Задние фонари также изменились, сменив сетку прошлого года на сотовый узор.
1998 год стал годом, когда легендарный двигатель General Motors LS1 V8 появился в моторном отсеке Firebird. 224-сильный LS1 полностью заменил LT1 в моделях Formula и Trans Am, в то время как базовый Firebird по-прежнему оснащался тем же 149-сильным V6, который использовался в течение последних нескольких лет. Если 224 лошадиных сил было недостаточно, состоятельные владельцы или те, кто ориентировался на производительность, могли выбрать пакет Ram Air Performance and Handling Package.

Этот пакет увеличивал мощность до 236 кВт (320 л. с.), заменял стандартные колёса и шины на массивные 235/40R17 на литых алюминиевых колёсах и модернизировал переднюю и заднюю подвеску. Пакет также включал новый капот с преувеличенными воздухозаборниками спереди, придавая автомобилю грозный вид. К сожалению, это был последний Firebird, который увидел мир. В 2002 году GM прекратил выпуск как Camaro, так и Firebird.
[Изображение WMrapids через Wikimedia Commons | Обрезано и масштабировано | CC BY-SA 4.0 ]