Chevrolet Corvair Monza — автомобиль, который опередил своё время
ibest.kz
Chevrolet Corvair — компактный автомобиль, производившийся подразделением General Motors Chevrolet с 1960 по 1969 год. Некоторые называли его «Porsche для бедных». Это был первый массовый американский автомобиль с двигателем, расположенным сзади и воздушным охлаждением, что полностью изменило привычный для Детройта облик машин. Давайте вспомним историю Chevrolet Corvair Monza и откроем некоторые забытые факты.

Corvair опередил своё время, предложив отличную управляемость, экономичность (9,4–11,4 л/100 км) и первый в отрасли двигатель с воздушным охлаждением и плоским шестицилиндровым расположением. Он получил звание «Автомобиль года» по версии Motor Trend в 1960 году, а в феврале 1960 года Chevrolet представил Monza — модель, которая должна была спасти Corvair.
Двигатель Chevrolet Corvette Monza представлял собой оппозитный шестицилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, изначально объемом 2,3 литра, а в 1961 году увеличенный до 2,4 литра. Однако Monza Spyder отличался тем, что был оснащен турбонаддувом, который развивал 240 л.с. и передавал их на задние колеса.

Изначально Corvair не позиционировался как спортивный автомобиль, в отличие от Corvette. Его изначально продвигали как небольшой экономичный автомобиль. Изначально Corvair Monza предлагался с относительно маломощным двигателем "Super Turbo Air", который развивал скромные 70 кВт (95 л.с.) при 4800 об/мин и крутящий момент 171 Нм (125 фунт-фут) при 2800 об/мин. Однако в 1961 году Chevrolet решил пойти ва-банк и предложил турбированную версию — Monza Spyder, двигатель которой развивал внушительные 110 кВт (150 л.с.).

Чтобы турбировать двигатель Corvair, инженеры Chevrolet провели значительные модификации. Негерметичный карбюратор Carter side-draft забирал воздух из фильтра, а топливно-воздушная смесь всасывалась в турбокомпрессор и затем направлялась в левый и правый впускные коллекторы. Однако, чтобы преобразовать 2,4-литровый двигатель Corvair в надежный и мощный турбированный двигатель, инженерам Chevrolet пришлось провести серьезную работу.
Начиная с базового оппозитного шестицилиндрового двигателя Corvair с алюминиевым корпусом и чугунными гильзами цилиндров и поршнями, инженеры Chevrolet знали, что значительно увеличенная мощность турбированного двигателя потребует новых, более прочных шатунов и поршней, а также перепроектированного коленчатого вала. Учитывая тепло, которое будет выделяться в этом двигателе с воздушным охлаждением, был также установлен масляный сепаратор. Распределительный вал необходимо было перенастроить для нового стиля сгорания, а свечи зажигания должны были быть такими, которые могли бы работать при гораздо более высоких температурах в камере сгорания. Поскольку двигатель был турбированным, степень сжатия была снижена с 9:1 до 8:1.

Сам турбокомпрессор был от TRW и работал через негерметичный карбюратор Carter side-draft. Он обеспечивал давление до 0,69 бар, что вполне достаточно для дорожного автомобиля. Турбированный двигатель развивал 150 л.с., что на 47% больше, чем его обычный собрат, а крутящий момент увеличился на 57%, что делало этот двигатель настоящим спортивным автомобилем без необходимости использования V8. Благодаря легкости Corvair Monza Spyder соотношение мощности к весу было хорошим, и это был один из принципов, которые Ферри Порше и его итальянский друг Карло Абарт стремились использовать в своих экзотических европейских спортивных автомобилях.
Приборная панель турбированного Corvair Monza 1961 года имела тахометр слева, спидометр с градуировкой до 193 км/ч в центре, указатель уровня топлива в правом нижнем углу и два уникальных прибора выше — манометр турбокомпрессора и датчик температуры головки цилиндров.

К этому моменту Corvair Monza Spyder предлагался с четырёхступенчатой механической коробкой передач вместо трехступенчатой, с которой начинался оригинальный Corvair, и, конечно же, с более роскошной отделкой: передними ковшеобразными сиденьями, спортивным рулевым колесом и "инженерной панелью приборов", которая включала в себя не только тахометр, но и манометр турбокомпрессора и датчик температуры головки цилиндров. Для этих турбированных автомобилей это действительно делало автомобиль похожим на "Porsche для бедных".

Продажи росли удовлетворительными темпами, и GM осознала, что Corvair Monza Spyder — это стильный спортивный купе с захватывающими характеристиками и интересным турбированным двигателем, установленным в автомобиле, который был немного экзотичным, как Porsche по своей компоновке. Данные о продажах показали, что GM выбрала правильную формулу, и в то время, когда люди отправляли в космос и ходили по Луне, это был футуристический автомобиль, соответствующий своему времени. Было построено 39 808 Corvair Monza Spyders.


фото: Bring a Trailer